Можно ли с помощью искусства алхимии получить чистое золото из веществ, которые золота не содержат? Конечно - нет, скажите вы. Есть прекрасная книга на эту тему: Клаус Гофман. "Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов") http://lib.ru/NTL/CHEMISTRY/gold.txt Сознаюсь, что много из нее позаимствовал. Однако мои мысли тоже есть, в том числе мои пояснения геологического плана. Идея Гофмана "можно ли..." мне понравилась и я попробовал развить эту идею в других направлениях.
Но сначала о золоте, всетаки можно ли сделать его из веществ, которые золота не содержат? Если нет, то откуда в музеях Европы 62 монеты и медали, из искусственного золота и серебра, полученных алхимиками. Они относятся в основном к XI - XVII векам и действительно состоят из золота.
Испанский алхимик Раймонд в Англии в 1344 году переработал 200 тонн ртути, олова и цинка. Из добытого при этом золота было произведено шесть миллионов монет. Они назывались "нобль" ("благородный") и отчеканены в память о победе над французами в сражении при Слюи в 1340г.
Шведский король Густав-Адольф (1594-1632 гг.) занимался алхимией вместе со своим монетным мастером Вейнсмантелем. Они чеканили серебряные медали и золотые дукаты с символами серы и ртути. Шведский король Карл XII в 1705г, во время войны с Польшей, пленил своего бывшего генерала Пайкуля. Генерал был приговорен к смерти, но откупился, добыв золото из олова. На отчеканенных 147 монетах было надписано: "Это золото химическим искусством выплавил в Стокгольме в 1706 г. О. А. Пайкуль".
Символы серы и ртути обозначены на монетах города Эрфрут 1617 года и на талере 1630 года курфюрства Майнц.
Были и фальшивомонетчики. Практиковалось "сдвоение металлов", когда шло снижение пробы монетного металла подходящими по цвету примесями.
Было много и алхимиков-фокусников. Наиболее популярным было "превращение ртути в золото". Измельченное золото растворялось в жидкой ртути. Амальгаму прокаливали и испаряли в тигле. Изумленные зрители видели, как ртуть превращается в золото. Такие амальгамы могли содержать до 10-12% золота. Эксперименты со средневековыми серебряными монетами также были успешными, так как эти монеты (до 1830 года) обычно содержали примесь золота. Фокусники использовали тигли с двойным дном, угли с запаянным внутри золотом, предварительно закрашенные смолой золотые гвозди. При прокаливании или обработке их кислотами появлялось золото. В раскаленный тигель подливали зловонного вещества, вынуждая зрителей покинуть лабораторию, а в это время подкидывали в тигель золото. За золото выдавали желтые сульфидные минералы (самый распространенный из них - пирит), сплавы меди, олова и серебра. Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей.
В 1677 году монах Венцель Зейлер опустил серебряный медальон весом 7 кг примерно на четыре пятых в удивительную жидкость и на глазах придворных императора Леопольда I превратил его в чистое золото. Границу превращения можно наблюдать и сейчас, медальон храниться в венском музее.
Существовало множество запутанных рецептов знаменитого философского камня, зашифрованных алхимическими символами. Золото из него получали путем растворения, нагревания и прокаливания.
Как же алхимики получали золото?
С древних времен основными месторождениями золота были россыпи и кварцевые жилы. Золото в них самородное, в виде мелких (обычно до 1 мм) крупинок. Благодаря большому удельному весу (19,3 г/см3), такое золото легко отмывается из золотоносного песка или измельченного кварца. Так добывали золото со времен фараонов и инков. С таким типом месторождений связаны "Золотые лихорадки" 19-го века в Калифорнии, на Аляске, в Австралии, на Урале и в Южной Африке.
Какое же золото получали алхимики? Они использовали другой тип руд?
Золото довольно распространенный элемент. Любая горная порода, каменная соль, растение, синтетическое вещество, нефть, природный газ, речная и морская вода и т. д. содержат золото в количестве от тысячных долей мкг на тонну и больше ( закон Вернадского о всемирном рассеянии элементов в природе упоминается еще здесь). Кларковые содержания золота в горных породах составляют 1-10 мкг на тонну. Больше золота в базальтах, меньше - в гранитах. Всеобщее рассеяние золота в различных веществах было установлено в 20-м веке весьма чувствительными анализами. Эти следы золота новые алхимики в своих экспериментах часто принимали за искусственно полученные. Не смотря на столь малые кларковые содержания, золото может образовывать рудные концентрации на различных геохимических барьерах и накапливаться в минералах состоящих из соседних с золотом элементов по таблице Менделеева. В сульфидных минералах содержание золота достигает сотен граммов на тонну. Эти минералы представлены соединениями серы с металлами: железом (пирит), медью (халькопирит), цинком (сфалерит), свинцом (галенит), серебром (аргентит), ртутью (киноварь), мышьяком (арсенопирит) и т. д. Так называемые медноколчеданные и полиметаллические руды (смесь сульфидов меди, цинка и свинца) в настоящее время являются одним из основных источников попутной добычи золота. Содержания золота в таких рудах составляют 2 г на тонну и более.
Именно сульфидные руды в средневековой Европе, вслед за Индией и Китаем, стали новым источником золота. Ведь россыпей золота в Европе к этому времени почти не осталось. Золото в Германии, Испании, Чехии и Англии начали добывать попутно из медных, свинцовых, цинковых и железных руд.
Как алхимики получали золото, остается тайной. Для различных руд применялись разные весьма сложные технологии извлечения цветных металлов. Попутная добыча золота выполнялась, видимо, лишь в случае "ураганных" (по современным понятиям) содержаний золота в сульфидных рудах (более 100 г на тонну). Императоры и короли, алхимики и мошенники берегли свои секреты. Если и составлялись рецепты, то они всячески шифровались. Да и грамотно описать металлургическую технологию, без представления химической сущности процесса, было невозможно. С отработкой отдельного месторождения уникальная технология извлечения золота обычно утрачивалась. Для другого типа руд разрабатывалась своя технология.
Прямое извлечение золота из сульфидных руд было затруднительным. Первоначально извлекались основные рудные компоненты: медь, цинк, свинец, серебро и ртуть. Золото из руды переходило в металлы и содержалось в них в виде твердых растворов - мельчайших золотинок размером от отдельных атомов до долей миллиметра. Оставалось "превратить" металл в золото. Наиболее богаты им были руды серебра. Разработка серебряных руд достигла расцвета в XV и XVI веках в саксонских рудных горах. Безусловно, что одновременно из этих руд добывалось и золото. Основным методом извлечения золота из сульфидных руд являлась амальгамация. Источником ртути служила киноварь - минерал кроваво-красного цвета. Ртуть из него несложно извлечь возгонкой. Этот минерал являлся, видимо, основным компонентом философского камня. Именно вещество красного цвета упоминается в большинстве его рецептов. Киноварь возили из Китая и Испании. Испанское месторождение ртути Альмаден и по ныне является крупнейшим в мире. Другой вероятный компонент филосовского камня, так же красный минерал - пираргирит (сульфид сурьмы и серебра) - представлял богатые серебряные руды саксонских, чешских и испанских серебряных рудников. Руды киновари и пираргирита обычно содержат и примесь золота. Природная или искусственная смесь киновари с пираргиритом или другими золотоносными сульфидами - это видимо и есть философский камень. Остается только измельчить эту руду (например, на бегунах, см. Золотая лихорадка) и возгонкой выделить из нее золотоносную амальгаму.
Возможно, компонентами философского камня являлись и коллоидные растворы - гидрозоли золота, также имеющие красный цвет.
Алхимики часто не ведали, что лишь обогащали то небольшое количество золота (100г/т), которое уже присутствовало в металлах и рудах. Понятия "химический элемент" тогда не существовало. Однако, многие ученые признавали стабильность металлов и отрицали возможность их превращения в золото. Всякие фокусы и подлоги приводили к дискредитации алхимии и к преследованию алхимиков. Издавались законы, направленные на подавление алхимической "эпидемии". В XV веке великий Леонардо да Винчи сравнивал алхимиков с изобретателями вечного двигателя. В то же время современники признавали и заслуги алхимиков в развитии металлургии, открытии ртути, фосфора, серы, многих солей и кислот.
С внедрением спектрального анализа (1860г) и открытием периодической системы химических элементов (1870г), стало окончательно ясно, что "трансмутация металлов" невозможна. Алхимия стала уделом аферистов и фанатиков.
Один из них, некий француз Теодор Тиффро в 1842 г пытался получить золото с помощью солнечных лучей из мексиканских серебряных монет. Австрийскому императору Францу-Иосифу в 1868-1870 годах морочили голову трое алхимиков, превращавших серебро в золото. В 1860 году венгр Папафи в Лондоне открыл фирму по получению серебра из висмута и свинца. В одну туманную ночь он исчез, оставив векселей на 10000 фунтов.
И вдруг, в конце 19 века алхимией занялись серьезные ученые. стр. 1, 2, 3