В 1895 г Конрад Рентген открыл рентгеновское излучение, в 1896 г Анри Беккерель - радиоактивность урана. В 1903 г физик Резерфорд и химик Содди разработали теорию радиоактивного распада. Было установлено, что радиоактивные элементы распадаются на ряд других элементов, а в атоме скрыта колоссальная энергия. Неиссякаемый источник энергии был сравним с вечным двигателем. Все это казалось необъяснимым чудом. Оказалось, что правы именно алхимики, а пошатнулись - классические представления о неделимости атома, стабильности химических элементов и сохранении энергии. "Трансмутация" вновь стала реальной.
Это был кризис физики и "триумф алхимии".
Все противоречия разрешил В.И. Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1909г). Он решительно пресек устаревшие идеалистические представления. "Разрушимость атома, неисчерпаемость его… всегда были опорой диалектического материализма" К. Маркса и Ф. Энгельса (во как!, примечание мое, С.А.), писал он.
Новых алхимиков золото интересовало меньше всего. В 1905 г. Энштейн вывел свою знаменитую формулу Е=мс2. Из нее следовало, что в 1 г вещества содержится столько же энергии, сколько высвобождается при сгорании 250 железнодорожных вагонов каменного угля. Человечество, обуздавшее ядерную энергию, легко сделает плодородными пустыни, растопит лед полюсов и превратит весь земной шар в рай.
Общество было на пороге научно-технической революции. Величайшие изобретения следовали дно за другим: граммофон (1887г), электрическая лампочка (1890г), автомобиль (1894г), кинематограф (1895г), радио (1895г), самолет (1905г), и наконец, возможный доступ к неисчерпаемой энергии - всполошили общественность. Казалось, светлое будущее уже близко.
Лев Толстой скептически относился к такой революции. Отец земли русской считал, что все эти фонографы, телефоны и кинематограф, неизбежно попадут в плохие руки и ни к чему хорошему не приведут (как в воду глядел). Хотя фонографом, присланным Одисоном, он пользовался. Когда его попросили попозировать перед кинокамерой, он спросил "может мне еще перекувыркнуться?" (клоун Дурашкин в кино был тогда особенно популярен). Достал его предприимчивый А. И. Дранков. Просидев зимний день в садовом сортире, он все таки снял приближающегося и разачарованно удаляющегося Толстого через окошечко над дверью. Именно в сортире беспардонный Дранков совершил культурный подвиг, оставив в наследство потомкам бесценные кадры толстовской кинолетописи. А для Толстого, возможно, это было последней каплей. И… он бежал из Ясной Поляны… Но Дранков караулил умирающего Толстого и в Остапове, правда снял только жену Софью Андреевну, заглядывавшую в окно дома начальника станции, где лежал ее больной муж (к нему ее пустили лишь в самый последний момент). Интересно, сколько фильмов по книгам Толстого снял именно Дранков, ведь только "Анна Каренина" до 1917 года экранизировалась 17 раз. Толстой, видимо, столько же раз пожалел бы, что написал этот роман.
Приятель Толстого - Н.Н. Федоров, напротив, свою удочку закинул очень далеко. Он верил, что разум и нравственное чувство сделают человека властителем вселенной. Этот скромный философ пренебрежительно относился к своей одежде и больше был похож на нищего, чем на властителя. Он считал, что человечество расселиться по всей вселенной и (грандиозно!) исполнит долг перед отцами: возвратит к жизни все умершие поколения (кроме преступников). К своим трудам Федоров относился как к одежде. Растрепанные листы его рукописей с трудом удалось собрать его ученикам.
Новые философы уподоблялись алхимикам, полагая, что из природного материала под названием "человечество" легко построить светлое будущее.
А разумное человечество вовсе не собиралось исполнять свой сыновний долг. Наоборот, вскоре число насильственно умерщвленных поколений было значительно пополнено. Цивилизованной Европе не понадобилась даже атомная бомба, реальность которой Резерфорд осознал уже в 1903 г. Будущие властители галактик готовы были переколотить друг друга палками.
А вход в светлое будущее был ограничен не только преступникам. Одни "алхимики" исключили из него попов, буржуев и врагов народа, другие - евреев и славян. Именно эти алхимические эксперименты резко пополнили число умерших поколений. Что удивительно, от социалистов и коммунистов этого этого мало кто ожидал. Однако, Ф.М. Достоевский еще в 1873г предупреждал, что "райско-нравственное" будущее "зарождавшегося социализма" может легко трансмутироваться в "мрак и ужас" (цитату из дневников Достоевского в журнале "Современник читай здесь"). Это слова великого человека. Точнее не смог сказать даже В.Аксенов, переживший этот "мрак и ужас". В. Аксенов писал: "они построили свой тошнотворный социализм и вместе содрогнулись от содеянного" (повесть "В поисках грустного бэби"). Ленин прочитал дневники Достоевского, видимо, уже позже содеянного.
Какой-то всеобщий закон подлости непременно путал все планы новых философов. То что казалось золотом, вскоре становилось "мраком и ужасом". Вот удивился бы Ф. Энгельс, когда б узнал, что его фундаментальное определение "свобода есть осознанная необходимость" - трансмутировалось сначала в понятие: "я тебя, падла, научу свободу любить", а позднее в эпитафию: "свободен, свободен, наконец-то свободен" - на памятнике Мартину Лютеру Кингу. Выходит, даже свобода и смерь вполне готовы к взаимной трансмутации.
Но вернемся к триумфу собственно алхимии. Где же золото? Неужели его опять нет.
Что не подсилу было химическим реакциям, оказалось по плечу ядерным. "Алхимическое золото" стало возможным получить в процессе бомбардировки протонами (ядрами атома водорода) или нейтронами ядер ртути, таллия, свинца и др. элементов. Необходимо было разогнать протоны до околосветовых скоростей. Эти гигантские энергии можно было получить лишь в ускорителях заряженных частиц. Такое золото дороже природного в тысячи раз. В 1941 г. в Гарвардском университете США из любимой алхимиками ртути в результате ядерного превращения было получено первое золото. Однако, это были его радиоактивные изотопы, которые через несколько дней снова превратились в ртуть. Только в 1947 г. удалось получить 35 мкг устойчивого золота, которое храниться сейчас в Чикагском музее. Сейчас установлено, что трансмутация в золото возможна только из ртути и платины, попытки превращения железа, олова, свинца и даже серебра - заранее обречены на неудачу.
То, что несколько столетий назад казалось невероятным чудом, теперь можно объяснить.
Тайна золотого медальона монаха Венцель Зейлера разгадана через 250 лет. Установлено, что медальон имеет совершенно однородный состав, а именно: 43 % серебра, 48 % золота, 7 % меди и небольшие количества олова, цинка и железа. Для венских химиков монетный двор изготовил сплав такого же состава. Его погружали в самые различные кислоты и растворы солей, пока не открыли вновь рецепт Венцеля Зейлера. Это оказалась холодная, наполовину разбавленная азотная кислота, которую умели готовить средневековые алхимики. Она сообщает погруженным в нее серебряным сплавам желаемый золотой блеск! В настоящее время это самый употребительный рабочий прием ювелиров.
Выводы.
1. Алхимическое золото возможно, но для его получения нужно в течении нескольких секунд поддерживать температуру как на солнце и давление как в глубине звезд. Цена такого золота будет очень дорогой, к тому же лабораторию (и окрестности) может разнести ядерным взрывом.
2. Светлое будущее возможно, жаль только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне ни тебе.