Монголия.
Чи байна, би байна, хухен бахкуй - мубайна.
(Ты есть, я есть, женщин нет - плохо).
Монгольская пословица, тост русского водителя.
В Пермском госуниверситете на геологическом факультете я занимался палеонтологией. Производственную практику 1973года провел в Монголии лаборантом московского Палеонтологического института. Работал в отряде трилобитчицы Архиповой О. Отряд был из 5 человек: начальница, водитель, повариха, монгол (ученый, но немного) и я. Монголия по численности населения равна Оренбургской области, но по площади в 13 раз больше (123 против 1550 тыс. км кв).
Наш шофер по приезде в Монголию первым делом закоптил номера машины. ГАЗ-66 стал неотличим от военной. Нас никто не останавливал. Хотя любое нарушение или охота без лицензии могли кончится высылкой из Монголии.
Советско-Монгольская палеонтологическая экспедиция состояла из 2-х десятков отрядов. Большинство из них добывали динозавров в пустыне Гоби. Их склеивали бээфом. На складе экспедиции в Улан-Баторе я видел сотню фляг со спиртом. В некоторых отрядах спирта было больше, чем воды. Нам досталось 20 литров.
До места работы - аймак Хобдо - 1500 км по центральной Монголии ехали 5 дней на 2-х машинах. На одной ехать было рискованно. При поломке можно было оказаться в 100 км от жилья. Живописные безлюдные горы, долины, леса, речки, озера. Рыбачили на содово-соленом озере Хир-Гис-Нур. Ловили османа, другой рыбы в озере не было. При каждом забросе спиннинга вытаскиваешь рыбину весом от 1 до 6 кг. Если зайти в воду и выставить палец, осман подплывает и касается его губами. Вкус у османа неважный и много костей. По пути туда с нами ехали директор ПИНа и друг писателя И.Ефремова - Чудинов П. Оба заядлые рыбаки.
Наш лагерь (4 палатки) в аймаке Хобдо был на берегу речки вытекающей из озера Хар-Ус-ур. Озеро и речка - пресные. Речка называлась "Прыжок волка", что соответствовало ее ширине. Озеро очень большое - 60х40 км, это одно из 3-х озер в долине Хобда. Посреди - большой остров, на котором мы работали. Остров назывался "Белая Голова" - вдали за островом была снежная вершина Монгольского Алтая. До острова добирались 20 км на машине и 12 км на катере, который мы привезли с собой, дальше 5 км - пешком по острову. На работу оставалось 3 часа. Жара, песок. Брали с собой по паре фляжек чая. Катер был 2-х моторный, часто приезжали на одном моторе. Один раз попали в бурю, катер заливало волнами. Добрались уже в темноте. Мы не нашли бы машину, если бы водитель предусмотрительно не оставил гореть плафон в кабине. Запомнилась экскурсия на громадный бархан, высотой метров десять, на северном берегу озера (на снимке - белое пятнышко в южной вершине треугольника, из камышей на мелководье, ориентированного по розе ветров). По крутой его стороне можно было съехать вместе с лавиной песка.
Мы питались хариусом, гусями, утками и консервами. Гуси приедались, хариус - нет. У китайцев покупали овощи, у монголов - баранину. Оренбургская мука, индийский чай, кумыс и баранина - это весь рацион монгол. Как-то я и двое водителей были в монгольском кафе в небольшом поселке. Три раза брали по яичнице. Я осмелился на чай. То, что он соленый и с молоком меня не удивило. Выпил пол чашки и обнаружил в ней кусок бараньего жира. Стало понятно, почему шофера брали только яичницу.
На работу ездили мимо монгольской деревушки на берегу озера Хар-Ус-ур. У машины был музыкальный сигнал. Дети из деревушки встречали и провожали нас как космонавтов. В этой деревушке мы были в гостях у знакомых нашего сотрудника монгола.
Это отдельная история. Наш монгол сказал, что мы (он, водитель и я), проезжая мимо деревни, зайдем на полчаса в гости к его знакомому. Приняли нас очень радушно. В юрте - печка, столик высотой 30 см, железная кровать, буфет, большой медный кувшин с архи (водка из кумыса) и старые фотографии на стенах. Стульев нет. Кровать - одна, для древнего старика. Он в нашей компании не участвовал. Мы сидели с хозяином юрты, а вся деревня по очереди к нам присоединялась. Печка топится аргалом (сухой навоз, другого топлива небыло), дым выходит в дыру на крыше. Через 20 минут бишбармак был готов. Сухой творог, лепешки и все. Я по студенчески привык наедаться за раз, что и сделал, помня, что мы зашли в гости на полчаса. Однако, прошло часа четыре, а мы все беседовали (большинство монгол знают русский ) пили и закусывали. Сидеть в позе лотоса я не мог, длинные ноги деть было некуда. Надо мной сжалились и дали маленькую (10х10 см) табуреточку. На ней я просидел еще часа два. Хозяйка обслуживала мужчин, участвовала в беседе, но к столу не садилась. Вытирала посуду своим подолом. Пиала пополнялась, ходила по кругу, пить до конца - не принято. Это я сразу не понял, за что получил строгое назидание. Объевшиеся и пьяные мы вышли из юрты. Съездили за аргалом, залили местный мотоцикл "ИЖ-49" бензином (масла почему-то не понадобилось). Монгол его завел - заводилку, молоток и рукоятку он достал из карманов...
Мы тоже решили ехать. Но наш монгол сказал, что по этикету надо зайти к отцу друга, на этот раз на 5 минут. Однако, вся процедура с приготовлением бишбармака, его поеданием и пиалой по кругу, опять растянулась на 4 часа. Уже рассветало, а гости (менее ценные чем мы) сменялись чередой. Я едва держался и с трудом поддерживал этикет. К стати, архи при попадании в рот очень похожа на сухое вино, но по завершении процесса и выдохе - ужасно отдает овцой (обычный для Монголии запах).
С трудом мы выползли из юрты. Решительно полезли в кабину "ГАЗ-66", но наш монгол сказал, что не зайти к деду его друга мы решительно не можем. Древний дед - сидел на железной кровати, к нам не присоединился, да и вероятно не понял, что происходит. Излишне говорить, что все повторилось снова.
Только к вечеру, поправ все законы гостеприимства (гостить надо было, видимо, месяц), мы уехали. Наша начальница ругала нас не сильно, ведь мы всетаки вернулись...
Однажды нашу машину остановила группа монгол. На дороге лежал мешок оренбургской муки. Нам что то долго говорили. Нашего монгола с нами не было, мы ни чего не понимали. В конце концов, водитель погрузил мешок в кузов. Монголы закивали. Через 15 км на дороге стоял мужчина - мы поняли, что мука для него.
Монгол из упомянутой деревушки рассказывал легенду о большой рыбе (20 м длиной), которая в нем водится. Видимо, легенда типа Лох-Несской сопровождает любое крупное озеро. Про озеро Чад в Африке я тоже такое слышал (Плывущие - крокодил и вереница его детенышей, видимо тоже похожи на чудовище).
Работали 3-4 дня в неделю, отдыхали и встречали гостей из других отрядов и киношников из студии науно-популярных фильмов. Потом в одной из передач "Клуба путешествий" показывали фильм об экспедиции, в том числе и меня.
Я часто охотился и рыбачил. Если быстро подбежать с обрыва реки к стае гусей, пару можешь успеть подстрелить. Потом неделю на этом месте гусей не будет. Подкрасться незаметно к стае на реке трудно, один гусь обязательно идет по берегу, охраняет. Больше чем с 20 м гуся не подстрелить, перья и жир у него как броня. Охотились и так: машина ехала 2 км вдоль реки, в сторону спрятавшихся в камышах охотников. Стаи гусей летели вдоль реки на охотников. Рассказывали случай - подстреленный гусь упал на плечо охотника. Хариуса я ловил на спиннинг, как щуку. Чудинов П.К. обходился без спиннинга, наматывал леску на консервную банку. Такого крупного хариуса я больше не видел, от 0,5 до1 кг.
Советских специалистов в Монголии было много, потом я был знаком с тремя, кто тоже работал в Хобдо. Одновременно с нами на том же острове работал еще один отряд трилобитчиков ПИНа. Такого нашествия русских Монголия еще не знала. Это видимо был наш ответ Чингиз-Хану. Русские строили, пахали, сеяли, искали и добывали руду. Монголы это пастухи и к другому мало приспособлены. Копать землю или ловить рыбу у них не принято. Доски гвоздями никогда не будет сшивать, только веревкой свяжет. Видел сломанные рессоры на грузовике тоже связанные веревкой. В аймаке Хобдо один русский третий год был завгаром. Нервы его были вконец расстроены местными шоферами. Туалет-сартир он запирал на висячий замок. На центральном рынке Улан-Батора русские построили в ряд десяток новеньких деревянных туалетов, все они стояли без дверей. Посетителей рынка и туалетов это абсолютно не смущало. Монголы, видимо, нашли дверям более разумное применение. На рынке продавали все, от верблюда, до букваря. Причем последним торговал его владелец, парнишка лет семи - монгольский буратино.
Обратно в Улан-Батор ехали по южной дороге, по краю пустыни Гоби. Доехали за три дня. Красивые места. Пустынные долины, окруженные заснеженными горными хребтами. Редкие, но бурные речки. Селений почти нет. Десятки параллельных дорог. Спрашивать, как лучше проехать - бесполезно.
Овечий запах преследовал меня месяца два.
Недавно прочитал записки Ефремова об экспедициях за динозаврами 30-х годов. Посмотрел письма Ефремова, собранные его приемником П.К. Чудиновым (с ним мы ехали туда…).
Попав в геологию в Оренбургские степи, я вспомнил Монголию... -----------------------------------Регистрация ооо, регистрация фирм лучше, регистрация компаний.