Страничка Славы Алексеева            Хребет Малый Накас 667 м   стр. 1 начало,  2 конец               На главную
    Расскажу про два похода на Хребет Малый Накас в 1991 и 2012 гг. Оренбургской область, Тюльганский район.
    Это  - удивительное место в 100 км на с-в от Оренбурга. Залесенная сыртовая возвышенность высотой до 667 м, площадью 15х25 км. На южной окраине леса - деревня Ташла с остатками усадьбы помещика Тимашева Е.Н. Сюда презжали писатели С. Аксаков и В. Даль .  http://gazeta-tur.ucoz.ru/publ/pochetnyj_grazhdanin_goroda_orenburga_ministr_skulptor_timashev/1-1-0-14
В. Даль описал Ташлу в рассказе "Охота на волков". В инете я нашел только этот вариант рассказа. http://www.philolog.ru/dahl/html/pdf/OHOTA66.pdf
Ташлу облюбовали оренбургские художники. Американские баптисты вывозят в Ташлу своих юных  приверженцев. Я раньше часто ездил в д. Ташлу за грибами и клубникой.
    Липовый, березовый и дубовый лес, гигантские муравейники, трава по пояс (на фото валериана ), следы лосей и кабанов, чистые ручьи (раньше в них водилась форель - маринка и хариус). На опушках - клубника. Хребет сложен толщей конгломератов раннетриасового возраста. Это следы размыва древних Уральских гор, которые 200 млн. лет имели высоту более 5 км.
    В центре лесного массива расположена большая поляна (700х800м) - бывшая деревня Высокая Поляна, нежилая уже более 30 лет. Наивысшая отметка Оренбургской области - тригопункт Хребет М. Накас (667,6 м) находится в 3 км к северо-западу от поляны (идти - к нему - мимо кладбища, см. знак на карте). По окраинам лесного массива есть проезжие дороги, но дальше пробраться можно только пешком. В Высокую Поляну (но не дальше) пока можно проехать лишь с юго-востока, со стороны башкирской деревни Верхнесанзяпово (7 км), вдоль ручья Урман-Ташла. В 70-е годы существовала прямая дорога и из Ташлы (15 км). В 2012г мы прошли по ней, она заросла, мостики через ручьи размыты. На фото - остов балка-волокуши, брошенный лет 40 назад (пророс березами). Как метки былой цивилизации, вдоль дороги встречаются ржавые дорожные знаки. С запада, со стороны п. Тугустемир к тригопункту Накас не проехать. Таким образом, центр лесного массива площадью около 8х12 км практически недоступен. Даже пешком можно пробраться лишь вдоль ручьев и по заросшим зимникам (вывозили лес). В остальном - это непролазня лесная чаща, сравнимая с поймой р. Урал (нет только комаров, но много клещей - т. к. много зверья?).
    В наше время, когда уже не косят сено, не пасут скотину и не ездят на лошадях, в лесу расплодились лоси и кабаны. Правда, этому положат конец охотники на джипах. Во время 2-го похода, в 2012 г., мы видели пять сидушек таких охотников-убийц. На дереве делается помост для охотника, внизу на земле насыпается зерно, ставится ящик с солью. С 5 м промахнуться трудно...
    Первый поход в июне 1991 г. я прошел с детьми Машей (14 лет) и Лешей (11 лет) из д. Ташла в п. Тугустемир, через Высокую Поляну. 3 ночевки, 40 км пешком. Автобус из Оренбурга шел только в Тюльган, до Ташлы (10 км), с пол дороги нас подвезла попутка. У Ташлы была первая ночевка. далее мы пошли на северо-восток, пересекли речку Купля, далее - вдоль ручья Урман-Ташла до  Высокой Поляны. В Купле я видел маленькую крапчатую форельку. К вечеру пошел дождь (фото - перед дождем), шли в полиэтиленовых плащах, но порядком промокли, ведь трава доходила до пояса. Вторая ночевка на Высокой Поляне прошла во всем мокром. Хорошо хоть синтепоновые спальники были относительно сухие, а ночь теплая. Я поставил полатку, постелил коврики, дети залезли в спальники. Уже в темноте, раздевшись до нога, чтобы хоть что-то было сухим, я лазил по кустам в поисках дров. Их не было. Только трухлявый пень спас положение - я развел костер и сварил каши. Маша до сих пор удивляется, как мне это удалось. Утром было солнечно, вокруг палатки сохли наши  пожитки ( 1, 2, 3 ). Тронулись в путь и через 20 шагов от нашей палатки, мы наткнулись на  следы медведя (он прошел здесь пару недель назад). А встретившийся пастух сказал, что годом  раньше медведь здесь задрал у него корову. (Маша сразу залезла на лошадь пастуха, Леша - за ней). Прошли мимо тригопункта Наказ - неуютное место с обломанными ветром уродливыми дубами. Западнее тригопункта мы попали в непролазную чащу. Корявые дубы, поваленный ветром липовый лес, трава по пояс, кустарник, глубокие овраги...  Один из отрезков пути в 1,5 км мы шли 3 часа. Для маленького Леши это было испытание. Он отказывался от этого похода и согласился только при условии, что возьмет с собой пластмассовый катер в пол метра длиной. Леша так и нес его в своем рюкзаке весь поход. Ко всему прочему, в дебрях, на песчаной полянке мы наткнулись на громадного ужа... Я понял, что пора расстаться с самым ценным - банкой сгущенки. Она спасла нас от гибели. Вскоре мы добрались до ручья Тугустемир, но радоваться было рано, пришлось раз десять разуваться и переходить его вброд. Только в 5 км от п. Тугустемир мы вышли на сносную дорогу. Переночевав третий раз вблизи п. Тугустемир, в 6 утра мы сели на автобус в г. Оренбург. Билеты были куплены заранее. Отмечу, верховья ручья Тугустемир - непрлазны (мы туда и попали), идти надо было по его левому безымянному притоку, см. космоснимок (в 2012 г мы так и сделали).
    На праздники 9 мая в 2012 г, через 21 год, этот поход я повторил с женой Светой и сыном Пашей. Дело было так...
См. окончание

Страничка Славы Алексеева            Хребет Малый Накас 667 м    в конец               На главную